Фотографии

«Крок» и «Эволюция»

Идея посетить черноморскую регату родилась у меня давно. В детстве был на многих сборах ЦСК ВМФ в Севастополе, затем Анапа, Сочи - олимпийский парусный спорт привил любовь к Чёрному морю навеки. Однако никаких значимых регат в четвертьтонниках, каковым является наша яхта проекта Рикошет-780 «Крок», ни в календаре, ни в интернете, ни по рассказам яхтсменов не проводилось.

Помог как всегда случай. Осенью 2006 года мы выиграли Кубок Федерации, а вместе с ним и подписку на журнал «Яхтенный Мир». В первом же номере я наткнулся на статью о первой регате «Эволюция», проведённой россиянами в Болгарии в августе 2006 года. С Болгарией у меня было связано много тёплых воспоминаний - в 2001-2004 года я регулярно бывал там как судья и функционер по акробатическому рок-н-роллу, поездил по стране, покатался на лыжах на болгарских горных курортах, приобрел много хороших друзей. Поэтому желание попасть вновь в Болгарию, да ещё и на нашем «Кроке», стало «идеей фикс», к которой я упорно шёл, не смотря на все возникающие трудности.

После долгих согласований с организаторами, маршрут получился такой: до Севастополя по суше, Севастополь-Балчик – Ушаковская гонка, затем гонки в Болгарии, и назад тем же путём, Варна-Севастополь-Москва. Трудности обещали быть немалыми. Во-первых, никогда ещё яхты таких размеров не возили на такие расстояния на обычном прицепе за легковым автомобилем. 1600 км (вышло больше), да ещё и по гористым дорогам Крыма – это не шутки. Во-вторых, никто c подобными яхтами никогда не пересекал границы Россия-Украина. Ну и, наконец, 300 морских миль поперёк Чёрного моря, пусть и не рекордный переход для четвертьтонника, но тоже весьма не безопасное занятие, особенно, если всерьёз заштормит…

Дорога до моря

Итак, отправив двоих членов нашего экипажа самолётом, мы втроём запаслись провизией, удобной одеждой и, главное, терпением, и стартовали поздним вечером по Киевскому шоссе из Москвы. После прошлогодних мучений с УАЗиками, маленький дизельный грузопассажирский микроавтобус Мазда Бонго с одним рядом сидений казался верхом комфорта. В грузовом отсеке помимо тяжелых вещей с яхты было оборудовано отличное спальное место, где свободный водитель мог отлично выспаться в спальнике.

Документы были все опробованы и выстраданы в многочисленных предыдущих поездках, вот он, полный список:

 

1-2) ПТС на машину и прицеп;

3-4) нотариальные доверенности на машину и прицеп;

5-6) ТО на машину и прицеп;

7-8) ОСАГО российское на машину и прицеп;

9-10) ОСАГО украинское на машину и прицеп (не успели, покупали перед границей);

11-12) права категории «Е» у двоих водителей (по закону годится и «Е к В», но только если гаишник попадётся не слишком необразованный и жадный);

13) судовой билет с указание габаритов, укладывающихся в правила;

14) нотариальная доверенность на яхту.

15-16) права яхтенных рулевых у двоих судоводителей;

17-19) разумеется, загранпаспорта;

20) судовые роли – 20 (!!!) шт.;

21) судовые запасы (топливо, масло, вода) – 4 шт.;

22) справка об отсутствии судовой кассы - 4 шт.;

23) справка об отсутствии оружия, наркотиков, боеприпасов - 4 шт.;

24) справка об отсутствии посторонних людей на борту – 4 шт.;

25) общая декларация членов экипажа, включает наличие драгоценностей, валюты, радиоприборов (телефоны, рации) – 4 шт.;

26) справку об отсутствии флоры и фауны для пересечения сухопутной и морской границ – 4 шт.;

27) по 4 ксерокопии пунктов 13, 14, 17 (только того, кто провозит яхту);

28) заполненные российские таможенные декларации (украинские выдают на таможне, они на фирменной бумаге) на машину, прицеп и яхту – по 4 шт. каждой;

29) заявка диспетчеру порта на прохождение таможни и пограничников в Севастополе – 2 шт. Заявка также может быть подана по факсу. К сожалению, мы этого не сделали…

30) наклейки RUS на машину и прицеп;

31) табличку «крупногабарит» и красный фонарь на крайней задней точке автопоезда (топ мачты в нашем случае);

32) флаг России на ахтерштаг, флаги Украины и Болгарии на ванту под краспицу.

 

Надо отметить, что одного важного документа у нас не хватало принципиально – это разрешение на провоз негабаритного груза. По российским законам наша яхта превышает габарит по ширине на 28 см, по украинским – на 18 см. По документам, разумеется, у нас всё в порядке, но въедливый грамотный гаишник может увидеть и померить это несоответствие. И тогда… а что тогда – под Питером я отдал один раз за это 200 руб., вот и все наши неприятности за 7 тыс. пройденных в этом году км. Так что отсутствие этого трудного дорогостоящего документа оставляем на страх и риск всякого, кто повезёт четвертьтонник на трейлере.

Долго ли коротко ли, добрались мы почти без приключений до границы с Украиной в Сопыче. «Почти» - это потому, что пришлось нам поменять аж 4 лопнувших на прицепе колеса. Прицеп наш весил около 3,5 тонн, а колесики рассчитаны только на 2, этим мы и ошибочно объясняли наши неожиданные неприятности. Реальность оказалась гораздо серьезней, о чём мы узнали лишь на следующий день…

Перед границей нас бодренько остановил человек с палочкой, как потом оказалось – всего лишь страховой агент. Застраховаться нам всё равно было надо, поэтому свою копейку он честно заработал, сообщив попутно, что стоять нам здесь не менее 6 часов, и что дорога после границы на протяжении 200 км ремонтируется. Такая потеря времени, а также риск потерять яхту нас не устраивали, мы узнали, где ещё можно пройти границу и поехали далее в Суджу, по рассказам страховщиков там очередей не бывает и дорога отличная.

Через 4 часа мы уже общались с украинской таможней в Судже. Старший офицер уверенно заявил, что никак не может нас пропустить, т.к. на территории Украины действует закон, обязывающий его взять с нас полную залоговую стоимость нашей яхты, а кассы у него нет. Такой суммой и мы не обладали, поэтому, изрядно упав духом, понимая, что мы начинаем серьезно опаздывать на регату, мы двинулись к следующей границе.

Еще через 6 часов, добравшись до границы в Юнакиевке, отстояв небольшую очередь, мы вновь общались с офицером украинской таможни. Наш груз вызвал некоторое недоумение: нас не знали как оформлять. В результате оформили как транспортное средство, чем в дальнейшем вызвали негодование их коллег в Севастополе (надо было как груз). Более того, в таможенной декларации меня попросили написать, где я собираюсь въезжать обратно. Я честно написал – там же. Опрометчиво не почувствовав подвоха. Эта ошибка стоила нам в дальнейшем потерянных суток…

Хорошо, что все неприятности рано или поздно заканчиваются. Прошли-таки мы и украинскую границу (не забыв оставить мзду просто за то, что нас оформили). Однако, бывает, одни неприятности достаточно споро сменяются другими… В г. Сумы нас обогнал участливый водитель, обративший внимание на искры, постоянно летящие у нас из под телеги. Заглянув вниз мы обмерли – передняя ось телеги была переломана пополам… Стало понятно, почему так быстро стирались и лопались колёса.

Суббота, Украина, центр города, 6 часов утра… Из ступора нас вывел инспектор Приходько, вежливо попросивший купюру на развитие украинского ДАI. Получив желаемое, он принялся нам помогать – искать варианты, как бы в полевых условиях в выходной организовать сварочные работы. И через пару часов нашёлся-таки добрый сварщик, с помощью которого мы приподняли на кирпичиках телегу с яхтой, открыв ему узкий лаз под днищем. Ещё через пару часов работа была выполнена, на сколько это было возможно. Сварщик запросил 7 т.р., сторговались на 4.5 т.р. и остались довольны друг другом. На пряники получили и дворник, и участливые бабушки, на чьей дворовой территории происходило это безобразие.

Севастополь

На этом сухопутная дорога нас, наконец, отпустила. Прошли мы 1900 км, вместо обещанных 1600 км. Рано утром, 12 августа, в день старта Ушаковской гонки, мы приступили к авральному сбрасыванию и вооружению в севастопольском 57 яхт-клубе ВМФ. Спасибо хозяевам, нам действительно очень помогли, никаких проволочек больше не было.

Через 4 часа мы с четырьмя другими российскими яхтами стояли на 122 причале в ожидании пограничников и таможенников. Тут выяснилась новая напасть: мы не подали заявки, нас не могут обслужить ни те, ни другие. И агента у нас тоже нет. Приходится срочно на такси уезжать по указанному адресу, решать бюрократические проблемы. Когда, наконец, все бумаги подписаны, и таможня начинает оформлять документы на выход, всплывает та злополучная фраза из таможенной декларации, что мы обязуемся выехать обратно через Юнакиевку. Через Севастополь нас выпускать без разрешения начальства отказываются, а начальство уже работу закончило, звонить ему нельзя, «приходите завтра»… Старт Севастополь-Балчик дан. В Севастополе ожидать милости начальства остались яхты «Крок» и севастопольский полутонник «Айя», у последнего проблемы с выходом под российским флагом, т.к. принадлежит он ВМФ России.

Делать нечего. Команда «Крок», не теряя духа, привела лодку в идеальный порядок, сходила в город и в Херсонес. А может и к лучшему этот добавочный день?

На утро таможенники, ещё немного помучив нас для порядку, созвонились с начальством и отпустили всех восвояси. Команде «Айя» пришлось сменить борт на украинский четвертьтонник Конрад-25Р «Корсар». Что ж, нет худа без добра: в нашем флоте на один вымпел станет больше. Ровно через 30 часов после официального старта две пострадавшие от действий украинских властей яхты взяли курс на Балчик.

Ушаковская гонка

Старт взяли точно в оговоренное время в той же точке, что и вчерашние яхты; аккуратно занесли время старта в судовой журнал. Ветер 4-5 баллов, курс – лавировка с сильным преимуществом правого галса. На борту «Корсара» некоторый перегруз: 7 человек в команде вместо 5, взяли ещё двоих журналистов. Курс и ветер тоже явно не их, и через 2-3 часа мы теряем наших соперников по корме за горизонтом.

Сменив 3 вахты, к утру проходим достаточно приличное расстояние в 70 миль – четверть пути. Ветер заходит так, что уже левый галс становится более выгодным, и мы делаем первый за ночь поворот (была ещё небольшая лавировка после старта, пока не обогнули мыс Айя). Дистанция до «Корсара» по нашей оценке не менее 15 миль. «Регатники» с такой скоростью таким курсом как мы ходить не могут.

Рассвет подарил красивый сюрприз: стая дельфинов приняла нас за своих и весело в течение получаса каталась на наших волнах от форштевня и бортов, выпрыгивая из воды порой так, что к их гладким коричневым спинкам можно было прикоснуться руками. Но ушли дельфины, а вместе с ними ушёл и ветер. За следующие сутки мы прошли около 20 миль в непрерывных попытках оставить яхту на курсе и в борьбе с постоянным искушением искупаться. Под вечер нас посетил ещё один гость: маленькая птичка, невесть откуда взявшаяся в 100 милях от берега. Яхту она приняла за своё гнездо, а её обитателей – за прилагающеюся к гнезду мебель. По-деловому обойдя несколько раз владения, она, не стесняясь, садилась к нам на руки, пила из ладоней воду, с удовольствием уплетала предлагаемых в качестве угощения мух. Когда стемнела, птичка нашла себе удобное место в одной из шхер, где нахохлилась и заснула. Увы, под утро ей захотелось перебраться под дизель. Больше мы её живой не видели. На следующий день её тельце было отдано морю.

Утром второго дня гонок ветер, наконец, задул. Опять приходили дельфины, но в этот раз более осторожные чёрные, а не бесшабашные коричневые. Вскоре был поставлен генакер, под которым и прошли до вечера со скоростью от 5 до 9 узлов. Вахты на генакере несли по часу – слишком сильно дуло. Стали появляться большие корабли, следующие по маршрутам из Одессы, Босфора и Бургаса. Видели две, вероятно, упавшие с одного из кораблей, бочки, бессмысленно швыряемых волнами Чёрного моря.

Вечером, по прошествии двух полных суток, связались по спутниковому телефону с организаторами, сообщив, что нам осталось до Балчика не многим более 50 миль. С удивлением услышали, что «Корсар» давно уже пришёл и идёт, почему-то на буксире за тонником «Никой» из Балчика в «Варну». Вроде как, мы проиграли, причём, очень существенно, почти сутки. С другой стороны, ещё остаются 3 яхты, с которыми мы вполне можем виртуально бороться, учитывая нашу задержку в старте. И мы, стиснув зубы, продолжаем нашу затянувшуюся гонку.

Ночь прошла среди огней больших кораблей. К счастью, не один из них не прошёл настолько близко от нас, чтобы заставить решать задачки расхождения. Утром опять ненадолго приходили дельфины. И к обеду, наконец, открылась долгожданная земля Болгарии.

Радиосвязь с пограничниками на Калиакре, замена генакера на спинакер, и вот, спустя 62 часа, мы с бурунами подходим к заветному финишу, створу на входе в марину «Балчик». Всё, финиш. Запись в судовом журнале, SMS организаторам с координатами и временем финиша. Ещё 3-4 часа идём тем же курсом в порт Варны, где нас давно с нетерпением ожидают. Наконец, можно отдохнуть и искупаться.

Результаты же Ушаковской гонки мы собирали по крупинкам вплоть до награждения.

Встреча в Болгарии

Менее часа уходит на ожидание пограничников и оформление всех документов в порту Варны. Отметить особо нечего, всё быстро и приветливо, только капитан порта ворчит, когда мы сходим на берег, не пройдя все формальности.

Мандатная комиссия нас расстроила. Нас не пустили гоняться по приходам с болгарским классом «Петерсон», выделили в отдельную группу с новороссийским «Колумбом» - слишком длинные гики. Общую же группу назвали черноморской регатой и пообещали считать по гандикапу. Нет худа без добра: мы как минимум вторые, за что полагаются неплохие награды и премиальные. А по гандикапу гоняться нам не привыкать.

1-ый этап. Варна-Несебр, 40 м.м.

Старт был дан секунду в секунду как в Гоночной Инструкции, впрочем, как и все последующие старты. Болгары пошли под высокий берег, мы и «Колумб» - в море. Было странно видеть, что весь флот идет против захода в ветровую тень, но каким-то непостижимым образом, через час мы оказались в хвосте. Странно, и ветер не штиль, и гик у нас, вроде, длиннее, а отстаём. Тем не менее, боремся. Вскоре ветер стихает до штиля, мелкая битая волна – худшие условия для «Крока». Ближе к вечеру начинаем жаться к берегу, ожидая вечернего бриза. Флот медленно удаляется за горизонт, остаёмся только мы с «Колумбом». Терпение было вознаграждено, лёгкий бриз с отходом на фордевинд подхватывает нас с наступлением темноты. Проходит час, другой, напряженной работы с парусами и креном. Неожиданно проезжаем мимо «Колумба»: никаких ходовых огней он не несёт. Вскоре проглядывают силуэты ушедших вперёд «Петерсонов», по носу, на траверсе, по корме: огней ни у кого нет! Огибаем мыс и видем огни Несебра. Ещё пару часов такой работы с парусами и мы подберёмся к группе лидеров. Но ветер неожиданно заходит на нашем локальном пяточке, у нас снова лавировка против волны, опять закисает. Медленно и тоскливо наблюдаем, как теряется добытое таким усердием преимущество. Финиш ищем по GPS, судьи не отвечают по рации, звуковых сигналов на финише также не подают – не принято тут.

На берегу нас уже никто не ждёт. Обещанный банкет не смог дотерпеть до 3-х часов ночи. Погуляли по ночному Несебру, чуток перекусили вином и сыром. Всё-таки необычайно красив этот самобытный островок ночью!

2-ой этап. Несебр - ов. Иван - марина Denevi, 30 м.м.

Утром с некоторыми затруднениями решили вопросы заправки топливом, электричеством, провизией и водой, нашли пресный душ из шланга. Оборудованным этот порт особо не назовёшь. Но сам Несебр скрашивает все негативные впечатление, красота в очередной раз спасает если не Мир, то хотя бы наше настроение.

Обратился к главному судье с вопросами по поводу рации, звуковых сигналов и не несения ходовых огней. Рация у них слабая, почти не пользуются, звуковые сигналы никто не обещал, а ходовые – подавайте протест. Что, на весь флот?..

Снова пунктуальный старт в галфвинд. Мы сразу же ставим генакер и уверенно начинаем объезжать весь флот, идущий под генуями. К сожалению, примерно через час ветер отходит, наши соперники ставят спинакера и медленно начинают догонять нас. Ветер меняется достаточно часто, мы успеваем сделать уже 6 смен парусов, в то время пока остальной флот идет под спинакерами. Это даёт свои плоды: удаётся удержаться на своём месте, подпустив ближе лишь двух лидеров, «Меч» и «Виктори».

Сюрприз преподнёс остров Иван. Недаром организаторы собирались нам дать фотокопии акватории этого острова. Да не собрались… Вокруг острова сложной паутиной растянуты рыболовецкие сети в промышленном масштабе. Пришлось ждать «Меч» и идти к нему в корму, иначе мы были бы пойманы пауком Иваном в его паутину. Огибаются болгары на грани фола, GPS вопит о глубине 2-3 метра, но эхолот пока молчит. Предпочитаем обойти с небольшим запасом, и теряем ещё одну позицию.

После огибания никак не можем настроить паруса на полный бейдевинд, соперники объезжают нас один за другим, мы уже 8-ые. Решили «поменять слагаемые»: на руль идёт второй рулевой Саша Спиркин, я иду работать с генуей. Потихоньку возвращаем утраченные позиции: мы уже 5-ые. До финиша остаётся около 10 минут. Ветер немного отходит, почти галфвинд. 3-ий и 4-ый рядом, но догнать их до финиша, похоже, не успеваем. Принимаем авантюрное решение поставить генакер. Дует около 12 метров, нести тяжело. На смене теряем кабельтов. Открениваем «Крок» на грани фола: 25-30 градусов крен, но скорость возрастает на 0,5 узла. Медленно догоняем и обходим 4-го, затем 3-го, до 2-го остаётся всего пол кабельтова. Но и до финиша не больше полумили.

Увы, не успели. А финишировать всё-таки надо. Не верим своим глазам: финишный створ поставлен между буём и береговым молом марины, прямо перед пляжем! Почему нельзя было использовать внешний мол перед входом в марину (а не после него) – непонятно! Итак, представьте, скорость до 10 узлов по GPS, до выброса на пляж 50 метров, глубина 3 метра. Есть секунды на резкое приведение и штормовую уборку генакера. Едва уворачиваемся от только что финишировавшей «Ники», пересекаем финишную линию вновь с уже обратной стороны (иначе – никак!), заходим в марину.

Задачу минимум мы выполнили – бронза!

Марина поразила своей роскошью. Поставили нас бортом к мягкому пирсу, вода, электричество, душ – всё как положено. Берег застроен гостиницами, ресторанчиками и механами (кабак по-нашему). Кругом «крутые» люди и ещё более «крутые» автомобили. Мы здесь - желанные гости, потому относятся к нам все весьма благожелательно. Вечером банкет, объявление победителей, мини культурная программа. Для нас самое интересное – это общение с болгарскими и российскими яхтсменами за рюмкой чая, засиживаемся допоздна. Всех удивляют две вещи: сколько у нас парусов и как мы их так быстро меняем, и что это за такой хитрый парус генакер, под которым мы всех проезжаем в полный бейдевинд? Нас же интересует, почему они так уезжают от нас в «наш» ветер, и какие есть особенности местных ветров и течений. Наши друзья на «Сталимекс» делятся секретом на завтрашнюю гонку: до Варны в море не ходить. Запоминаем.

3-ой этап. Марина Denevi-Балчик, 80 м.м.

Нам везёт, на старте опять дует сильный ветер, правда, курс – лавировка. Первые два часа уверенно боремся в тройке лидеров. Затем огибаем мыс. Здесь флот делится на две равные части: наша уходит в берег, вторая половина – в море. Почему-то наш советчик во второй половине… Ещё через пару часов становится понятно почему. Под берегом ветер скисает до абсолютного штиля, в море лодки хоть как-то движутся. Около трёх часов пытаемся обогнуть рыбацкую лодку, всё тщетно, нас относит всё дальше от финиша, хуже того, несёт волной на берег, на камни… Когда уже был готов якорь для аварийной остановки, начался лёгкий-лёгкий бриз. Опять сверх аккуратная работа с парусами, и мы медленно удаляемся от двух преследователей, не отставая от двух опередивших лодок из нашей полугруппы. Наступает ночь. Огней опять ни у кого нет. Гонки приобретают виртуальный характер. Работа с чёрными парусами, всё время подсвечиваем фонариками колдунчики и контрольные полосы на парусах, стараемся почаще меняться на руле и генуи. Кто-то пустил красную ракету. Слушаем рацию – глухо. Вспоминаем, что у наших соперников ни у кого нет пиротехники, а как найти терпящую бедствие яхту без огней и без рации – непонятно. С тяжелым сердцем двигаемся дальше, утешая себя тем, что ветер слабый, берег близко, наверняка, кто-то на берегу резвится, благо огней по берегу – море.

Приходит утро, опять нас встречают дельфины. Никого из соперников не находим. В туманной дымке рассвета находим вход в марину «Балчик», где у нас принимают финиш. Становится ясно, что мы обогнали нашу полугруппу на час, вплотную приблизившись к первой полугруппе. Второй в общем зачёте «Меч» сошел с дистанции, так как слишком сильно отстал от флота.

Приятная новость – нас селят в двухкомнатные апартаменты уровня 5* в марине «Балчик», которая выступает спонсором регаты. Душ, кондиционер, телевизор – все блага цивилизации!

Резервный день. Шоу-гонка.

В выходной день нам предложена 10-минутная шоу-гонка для спонсоров и журналистов. Призы – обед и вино. С нами идет очаровательная девушка Василина, журналист «Яхтенного Мира». Хочется победы, разгружаем лодку до обмерного состояния, завалив весь пирс вещами с перегона и лишними парусами. Болгарские яхтсмены в шоке: они не ожидали, что груза у нас в разы больше чем у них всех вместе взятых.

Но победы не получилось. Гонка была целиком завязана на старт, который в этот раз мы проиграли. Хотя, фотофиниш сразу четырёх яхт под спинакерами – это всё равно красиво!

В качестве культурной программы посетили постоялый двор в горах в некотором отдалении от моря и бывший дворец румынской королевы, а ныне ботанический сад Балчик. Красивая, самобытная страна Болгария, жаль, что так мало времени мы проводим на суше в этот раз…

4-ый этап. Балчик-Варна, 30 м.м.

Опять почти наш ветер и почти наш курс: 3-4 балла, одногалсовая лавировка. Стартуем и идём хорошо, в лидерах, практически не допуская ошибок. Но при подходе к мысу огибания, после которого прямая на финиш, ветер немного ослабевает и заходит. Преимущество при таком раскладе удержать не удается. Реабилитируемся только после огибания, вновь воспользовавшись генакером. Опять не хватило каких-то полчаса гонки, приходим лишь пятыми.

Вечером иду узнать, что там с гандикапными гонками Черноморской регаты. Оказывается, не будет их. Гоняемся по приходам. А жаль: при такой разнице в весе «Крока» 1,8 т. против 1,4 т. у «Петерсонов», наши коэффициенты помогли бы сильно подняться вверх в общем зачёте. Шансы на призы мы ещё не потеряли, но уж очень они стали призрачны…

5-ый этап. Кольцевая гонка в Варне, 12 м.м.

Утро принесло для нас ещё одно откровение: болгарам не воспрещается мыть днище на кране перед стартом! Главный судья с удивлением посмотрел на меня, когда я выразил намеренье подать протест. Пришлось отказаться и не лезть в чужой монастырь со своим уставом. Странно, крейсерское приложение ISAF в Положении о соревнованиях было явно прописано…

Блестяще берем старт, но тут же слышим сигнал о фальшстарте. Толком не разобравшись решаем вернуться. Только после гонки узнаём, что фальшстарт был не нам, а севастопольскому «Корсару». Опять как в первой гонке уходим в море. Флот – в берег. Уж больно очевиден был заход на усилении, пошли на поводу у московских привычек… И очень зря. В этот раз разрыв от флота к 1-му знаку составлял уже почти милю. После гонки нам рассказали о сильном течении вдоль берега. Эх, чем же мы думали раньше…

В напряженной борьбе за оставшиеся ¾ дистанции нам удаётся догнать только «Колумба». Ребята наваливают на верхний знак и не торопятся оправдаться. Мы вывешиваем протестовый флаг, ждём, что будет дальше. В плотной борьбе так и приходим к финишу. Перед самым створом «Колумб» решает всё-таки поступить по-джентельменски и крутит оправдательный поворот на 360 градусов. Мы не последние.

Немного грустно становится, что так неудачно прошли заключительную гонку, и что с Болгарией пора прощаться. Что ж, не всякий же раз выигрывать… Место в общем зачёте у нас 6 из 10, мы первые среди русских, результат не супер, но для первого раза, да ещё и по приходам, вполне пристойный. В нашем зачёте мы выиграли у «Колумба» со счётом 4:1.

Награждение и прощание

Вечером у борта красавицы баркентины «Калиакра» происходит праздничное действо. Награждение получилось помпезное и душевное одновременно, каждый почувствовал себя победителем на этой регате. С нетерпением ждём награждения Ушаковской гонки: результатов до сих пор никто не видел, хотя и так всё, вроде ясно.

Честно без двигателя прошли только 40-футовик «Утренняя звезда», «Колумб» и «Крок». «Крок» прошёл дистанцию на 6 часов быстрее «Колумба» и на 2 часа дольше «Звезды», что с лихвой покрывалось разницей в гандикапе. Неясно только, какой вердикт вынесут организаторы… А решение стало Соломоновым: наградить одинаково всех участников. Что же, и это очень приятно!

За победу в своём зачёте мы получили огромный кубок, пожалуй, самый большой в коллекции «Крока».

Ну и как водится фуршет, поздравления и общение, общение и ещё раз общение. Приоткрываю завесу тайны над секретами быстроты болгарских «Петерсонов». Оказывается, внутри они абсолютно пустые, даже парусный гардероб сильно органичен, полный вес в вооруженном состоянии около 1300 кг, до необходимых 1400 кг они нагружаются перемещаемым балластом. Кили переформованы, свинец только внизу и немного в передней кромке. Перья наклонены под углом 5 градусов к корме. Малюсенькие блочки и шкертики, верёвочные бакштаги, а иногда и некоторые ванты. Ну и главное – очень сильные гонщики, много среди наших друзей-соперников бывших членов олимпийской сборной Болгарии, а тренируются они каждые выходные в однотипных 10-12 мильных гонках. На Эволюцию пришли лучшие, те, кто не испугался нетипичных для Болгарии оффшорных гонок.

Назад, в Севастополь

Довольно споро, оформив утром документы, подождав задержавшегося из-за дноуглубительных работ «Колумба», без проблем пройдя пограничный контроль, мы покидаем гостеприимные берега Болгарии. В нашем экипаже замена: двое ребят улетели в Москву, а вместо них приехали две девушки. Опыт у них яхтенный был, но ограниченный только верхней Волгой и небольшими плоскодонными шхунами.

Пару часов расслабление в штиль под дизелем, и вот уже нас настигает тёплый черноморский ветер. Приходят серьёзные усиления. Курс – от лавировки до полного бейдевинда. Не меня курса и парусов, идём до самого Севастополя.

К началу второго дня перегона ветер становится очень крепким. Яхту кладёт даже с полностью растравленным гротом. Берём первые рифы, становится полегче. Ветер 12-16 м/с, волна битая, около полутора метров, приходят исполины и за 2 метра. Очень много воды попадает в лодку через вход в каюту и щели. Девушки наши держатся молодцом, но одной из них постоянно нехорошо. Только ближе к концу путешествия ей, наконец, удаётся привыкнуть к качке и жизни на кренах.

Подходим к Севастополю, докладываемся пограничникам. Нас, разумеется, никто не ждёт. Связываемся с диспетчером порта и просим оформить на нас заявку. В этот раз нам сильно повезло, нам помогли, через час после прихода мы уже легально ходили по земле Севастополя. Пограничники удивлялись, как мы решились идти в такой шторм. Но мы погоду не выбирали…

Через 4 часа приходит «Корсар» и потерявшая перо «Утренняя звезда». Рулём у последней служат связанные слани.

Дорога домой

Гостеприимный 57 яхт-клуб помог нам банькой, водой, электричеством и краном. Не всё было как в дорогих маринах, но принимали нас у себя в гостях очень радушно, спасибо им огромное за это!

Превозмогая страшную после Болгарии жару в 28 градусов и духоту, мы долго грузим наш «Крок» для обратного путешествия.

Обратно решаем не искушать судьбу неизвестными дорогами, и едем через Харьков. В этот раз судьба была более благосклонна к нам. ДАI останавливали редко, денег не просили, граница прошла тоже спокойно, без проблем. Но украинский таможенный офицер, конечно, не упустил возможности снять с такой громадины мзду. Условия предложил такие: либо 1000 рублей, либо разгружаетесь для полного досмотра. Время на перепалки у нас не было, к тому же я был весьма осведомлён о том, что бывает с несговорчивыми, поэтому предпочёл заплатить и ехать дальше. Поторговавшись, сошлись на 600 руб. и сигаретах. Россияне же вообще ничего не потребовали оформлять, зашли для любопытства на борт, задали несколько вопросов и отпустили восвояси.

И вот, ровно через 40 часов после старта из Севастополя, мы парковали яхту на территории родного яхт-клуба «Труд». Пройдено было в этот раз ровно 1600 км.

Эпилог

Регату в Болгарии для московского четвертьтонника многие считали авантюрой. Готов подтвердить: это и впрямь была интереснейшая познавательная и богатая впечатлениями авантюра, которая принесла нам неоценимый опыт в яхтинге и в дорожных путешествиях. Мы все остались безумно довольны состоявшейся поездкой, и не секунды не жалели тех сил, которые были в неё вложены. Много новых друзей и знакомых в яхтенном Мире явились весомым вкладом в общее впечатление от путешествия.

Так что дерзайте! Кто решит повторить наш путь, не повторяйте наших ошибок, и тогда ваша дорога станет совсем незаметной, по сравнению с тем удовольствием, которое вы получите от регаты и от общения со всеми теми замечательными людьми, которые будут вас окружать.

Наши же планы на будущее лежат на Север и Запад. Хочется поучаствовать на регатах в Польше, Германии, Швеции, Финляндии. Возможно, получится сходить на наши северные акватории, где мы ещё не бывали: на Ладогу и Белое море. Но пока это лишь мечты, которые предстоит претворить в реальность…